Передельская Татьяна Вячеславовна
"Методика создания авторских мультимедийных учебных пособий"
В настоящее время уроки с мультимедийным сопровождением уже не редкость и даже есть тенденция к снижению интереса к таким урокам. Часто слышишь, что мелькание картинок (иногда не очень хорошего качества) с большим количеством текста уже надоело и ученикам, и учителям. Что такие занятия вредны для здоровья и неэффективны. Но как бы ни были остры дискуссии среди педагогов по этому поводу, внедрение новых информационных технологий в учебный процесс не остановить. Поэтому речь пойдет о создании пособий, которые отвечали бы современным требованиям, способствовали познавательной активности учащихся, а самое главное, были универсальны для деятельности учителя с любым опытом работы.
База данных Интернета представляет огромное количество образовательных ресурсов, картографического и статистического материала, видео- и флэшроликов, фотографий, которые педагог может использовать для создания авторских электронных пособий. В ходе общения с учителями нашей страны на портале «Сеть творческих учителей» возникла идея создания «Конструктора уроков географии». Идея не нова, Анатолий Гин в своей книге «Приемы педагогической техники» представляет возможную форму конструктора. Г.О. Аствацатуров в своих публикациях предлагает составлять сценарий мультимедийного урока, состоящий из учебных эпизодов как самостоятельных дидактических единиц. Эти идеи и легли в основу создания учебного пособия в электронном варианте, используя программу Microsoft PowerPoint. В данном случае - это электронное сопровождение к учебнику Терская И.А., Терский А.В., Терский Д.А. «География Краснодарского края. Природа. Экономика».
В основу модели были заложены следующие блоки: теоретический материал, вопросы, задания, тесты, практические работы. Любой из этапов урока может быть реализован разными способами или их комбинациями. В зависимости от целей урока учитель может установить последовательность использования этих материалов по своему усмотрению.
Пособие может использоваться на разных этапах занятий:
O для изучения нового материала;
O для повторения и применения знаний;
O для отработки и закрепления знаний, умений и навыков;
O для организации контроля и самоконтроля знаний и умений;
O для самостоятельного изучения материала учащимися;
O для дистанционного образования.
Выход на дидактические единицы можно настроить разными способами. Вот некоторые из них: 1. Выход с титульного слайда на одну тему, в которой сразу содержаться все элементы, необходимые для урока.
2. С титульного слайда настраивается выход на все тесты, задания и т.д., которые имеются в пособии.
Основные принципы создания и преимущества авторского мультимедийного пособия таковы:
u Отбор теоретического материала осуществляется с учетом разноуровневого подхода к обучению. Изучаемые явления можно разбирать на элементарном, повышенном и сложном уровне подаче материала. Поэтому необходимо учитывать возрастные особенности и уровень подготовки учащихся. Отбирать и раскрывать информацию, опираясь на знания и опыт учащихся, использовать образные сравнения.
u Т.к. информация, представленная в графическом виде, воспринимается быстрее, чем при чтении литературы, поэтому в учебных материалах желательно свести текстовую информацию к минимуму, заменив ее схемами, диаграммами, рисунками, фотографиями, обучающими анимационными эффектами, фрагментами фильмов.
u Понятия и абстрактные положения осознаются учащимися легче, когда они подкрепляются конкретными фактами, примерами и образами, поэтому для раскрытия их необходимо использовать различные виды наглядности.
u Преимуществом создания авторских разработок, несомненно, является создание скрытой информации, которую можно использовать для беседы или постановке проблемных задач, что способствует развитию мыслительной деятельности учащихся.
u Различные приемы педагогической техники позволяют разнообразить формы повторения, закрепления, контроля, отработки знаний и умений учащихся. А многократное оперативное повторение изученного материала разными методами является самым эффективным способом усвоения материала и позволяет обходиться без домашнего задания. Учащиеся могут самостоятельно оценить уровень выполнения работ, т.к. предусмотрены наглядные ответы для проверки и самооценки.
u Еще одна отличительная особенность работы с мультимедийным пособием – это динамичность. На уроке учащиеся несколько раз меняют формы учебной деятельности, объем работы увеличивается в несколько раз.
u В авторском пособии есть возможность накапливать материал, т.е. пополнять пособие материалами на основе имеющихся шаблонов или создавать новые.
Использование авторского мультимедийного пособия имеет ряд преимуществ:
· Значительно возрастает многообразие уроков;
· Систематизируются известные методические приемы;
· При отборе материалов уделяется большое внимание оптимизации урока.
· Увеличиваются возможности развивающего, личностно-ориентированного обучения.
В соавторстве с практикующими учителями географии Безноговой О.Н. (Омская обл.) и Кугут И.А. (г.Волжский) первая работа, использующая идею конструирования мультимедийного пособия в данном варианте была опубликована для участия в конкурсе «Совместное творчество» на портале «Сеть творческих учителей», победителем которого стала наша группа - http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=133372&lib_no=136972&tmpl=lib .
Литература.
1. Аствацатуров Г.О. Основные требования к сценарию мультимедийного урока http://didaktor.ru/osnovnye-trebovaniya-k-scenariyu-multimedijnogo-uroka/#more-697
2. Гин А.А. Приемы педагогической техники. Пособие для учителя. М.: - «Вита-пресс», 2000.
3. Передельская Т.В. «Физическая география Краснодарского края»