Методическая система
   
Сайт учителя географии МАОУ СОШ №5 г.Туапсе

Методическая система

 

   

 

          Передельская Татьяна Вячеславовна

"Методика создания авторских мультимедийных учебных пособий"

В настоящее время уроки с мультимедийным сопровождением уже не редкость и даже есть тенденция к снижению интереса к таким урокам. Часто слышишь, что мелькание картинок (иногда не очень хорошего качества)  с большим количеством текста уже надоело и ученикам,  и учителям. Что такие занятия вредны для здоровья и неэффективны. Но как бы ни были остры дискуссии среди педагогов по этому поводу, внедрение новых информационных технологий в учебный процесс не остановить.  Поэтому речь пойдет о создании пособий, которые отвечали бы современным требованиям, способствовали познавательной активности учащихся, а самое главное, были универсальны для деятельности учителя с любым опытом работы.

          База данных Интернета представляет  огромное количество образовательных ресурсов, картографического и статистического  материала, видео- и флэшроликов,  фотографий,  которые  педагог  может  использовать для создания авторских электронных пособий. В ходе общения с учителями нашей страны  на портале «Сеть творческих учителей» возникла идея создания «Конструктора уроков географии». Идея не нова, Анатолий Гин в своей книге «Приемы педагогической техники» представляет возможную форму конструктора.  Г.О. Аствацатуров  в своих публикациях  предлагает составлять сценарий мультимедийного урока, состоящий  из учебных эпизодов как самостоятельных  дидактических  единиц.  Эти  идеи   и легли в основу создания  учебного пособия в электронном варианте, используя программу Microsoft PowerPoint.  В данном случае  - это электронное сопровождение к учебнику Терская И.А., Терский А.В., Терский Д.А. «География Краснодарского края. Природа. Экономика».

         В основу модели были заложены следующие блоки: теоретический материал, вопросы, задания, тесты, практические работы. Любой из этапов урока может быть реализован разными способами или их комбинациями. В зависимости от целей урока учитель может установить  последовательность использования  этих материалов по своему усмотрению.

    

  Пособие может  использоваться  на  разных  этапах  занятий:

O  для изучения  нового материала;

O  для повторения  и  применения знаний;

O  для отработки и закрепления знаний, умений и навыков;

O  для организации контроля и самоконтроля знаний и умений;

O  для самостоятельного изучения материала учащимися;

O  для дистанционного образования.

        Выход на дидактические единицы можно настроить разными способами. Вот некоторые из них: 1. Выход с титульного слайда на одну тему, в которой сразу  содержаться все элементы, необходимые для урока.

 2. С титульного  слайда настраивается выход на все тесты, задания и т.д., которые имеются в пособии.

   Основные принципы создания и   преимущества авторского  мультимедийного пособия таковы:

u  Отбор теоретического материала осуществляется с учетом  разноуровневого подхода к обучению.  Изучаемые явления можно разбирать  на элементарном, повышенном и сложном уровне подаче материала.  Поэтому необходимо учитывать возрастные особенности и уровень подготовки учащихся. Отбирать  и раскрывать информацию, опираясь на знания и опыт учащихся, использовать образные сравнения.

u  Т.к. информация,  представленная  в графическом виде,  воспринимается быстрее, чем при чтении литературы,  поэтому в учебных материалах желательно свести текстовую информацию к минимуму, заменив ее схемами, диаграммами, рисунками, фотографиями, обучающими  анимационными эффектами, фрагментами фильмов.

u  Понятия и абстрактные положения осознаются учащимися  легче, когда они подкрепляются конкретными фактами, примерами и образами,  поэтому для раскрытия их необходимо использовать различные виды наглядности.  

u  Преимуществом создания авторских разработок, несомненно, является создание скрытой информации, которую можно использовать для беседы или постановке проблемных задач, что способствует развитию мыслительной деятельности учащихся.

u  Различные приемы педагогической техники позволяют разнообразить формы повторения, закрепления, контроля, отработки знаний и умений учащихся. А многократное оперативное повторение изученного материала  разными методами  является самым эффективным способом усвоения материала  и позволяет обходиться без домашнего задания. Учащиеся могут самостоятельно оценить уровень выполнения работ, т.к. предусмотрены наглядные ответы для проверки и самооценки.

u  Еще одна  отличительная особенность работы с мультимедийным пособием – это динамичность. На уроке учащиеся несколько раз меняют формы учебной деятельности, объем работы увеличивается в несколько раз.

u  В авторском пособии есть возможность накапливать материал, т.е.  пополнять пособие  материалами на основе имеющихся шаблонов или создавать новые.

          Использование  авторского мультимедийного пособия имеет ряд преимуществ:

·         Значительно возрастает многообразие уроков;

·         Систематизируются известные методические приемы;

·         При отборе материалов уделяется большое внимание оптимизации урока.

·          Увеличиваются  возможности развивающего, личностно-ориентированного обучения.

В соавторстве с практикующими учителями географии Безноговой О.Н. (Омская обл.) и  Кугут И.А. (г.Волжский)  первая работа, использующая   идею конструирования мультимедийного пособия  в данном варианте  была опубликована   для   участия  в конкурсе «Совместное творчество» на портале «Сеть творческих учителей»,  победителем которого стала наша группа - http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=133372&lib_no=136972&tmpl=lib .

 

Литература.

1.    Аствацатуров Г.О. Основные требования к сценарию мультимедийного урока  http://didaktor.ru/osnovnye-trebovaniya-k-scenariyu-multimedijnogo-uroka/#more-697

2.    Гин А.А. Приемы педагогической техники. Пособие для учителя. М.: - «Вита-пресс», 2000.

3.    Передельская Т.В. «Физическая география Краснодарского края»  

         

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»